Майдан, через призму политико-психологического анализа масс

вторник, 28 января, 2014 - 12:00

обозреватель

Мир политики  это огромный мир каждого из нас. И чтобы понять определенный политический курс, решение или просто оценить реформу, необходимо понять людей, стоящих за всем этим, и себя в том числе. Что случилось с людьми на Украине и почему нельзя мирным путем разрешить возникшие проблемы, неужели до сих пор проявить свою гражданскую позицию и политическое участие можно лишь через протесты, и каждый ли человек на Майдане понимает, зачем он там… 

Представьте: Войдя в комнату, где только что был рассказан анекдот, и все присутствующие громко смеются, вы, как правило, поддаетесь общему веселому настроению, хотя причины смеха вам неизвестны. Вы улыбаетесь так, будто услышали и поняли шутку. Причиной вашего смеха является эмоциональная стимуляция со стороны теперь уже отсмеявшихся людей, осуществляемая на бессознательном, психофизическом уровне. Самое интересное заключается в том, что взрыв вашего смеха, совпадая с угасанием смеха других, вызывает новый взрыв смеха с их стороны. Теперь они смеются уже над вашей, с их точки зрения, неадекватной реакцией. Слыша этот смех, в свою очередь, вы вновь начинаете смеяться.

Это — примитивнейший пример того, что в психологии эмоций называют «циркулярной реакцией». Та или иная эмоция, подхватываясь другими людьми, обычно возвращается к вам как бы по кругу. Это раздел политической психологии, который занимается изучением массового политического сознания.  Именно этот термин  «циркуляционная реакция», на мой взгляд, очень четко описывает поведение многих людей, которые сейчас выступают на Майдане, но это касается не всех, ведь все же есть протестующие, для которых характерно наличие идеи.

Революции и митинги делаются массами, но никак не одним или двумя людьми, возникновение масс, толпы  имеет своим основанием наличие нерешенных политических проблем, на решение которых тем самым направляется политическое поведение данной массы.

Каждый человек, в совокупности составляющий массу, отличается паническим настроением, быстрой возбуждаемостью, верой в любую информацию без разбора. Масса имеет определенные политические ожидания и видения своих возможностей влиять на политическую систему. Самым главным сейчас на Майдане, мне кажется, является  осознанный политико-идеологический выбор народа (например, такие ценности, как справедливость, равенство, стабильность, порядок и т.д.). Эти ценности определяют итоговое отношение массового политического сознания к происходящему. 

Но должны выстраиваться и механизмы воздействия на массу, чтобы больше не было жертв: «Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишь чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается, и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу... От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина. Будучи в основе своей вполне консервативной, у нее глубокое отвращение ко всем излишествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традицией» 

 

(СНОСКА: Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». — С. 87).

 
Поделиться:
0
0
0

Голоса: 183