Пути развития образования в России

вторник, 18 декабря, 2012 - 13:24

Участник проекта «Фабрика смыслов», Москва

Сегодня в Государственной Думе будет проходить слушание закона «Об образовании». Ко второму чтению законопроекта предлагается сразу 1700 поправок. Но никто не говорит о самой сути реформы.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Основные принципы образовательной политики России определены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» и получили свое закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х — начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.

Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны.

В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности, поэтому приказом Минобразования России от 11.02.2002 N 393 была принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», которая взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

 Основной задачей модернизации образования в концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В концепции была определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой должны быть решены следующие приоритетные задачи:

1)Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

2)Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

3)Формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов.

4)Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.

5)Развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Непосредственными средствами для выполнения положений концепции и национальной доктрины образования стало:

1)Введение единого госэкзамена( ЕГЭ) для обеспечения равных условий при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

2)Введение государственной итоговой аттестации(ГИА), для более точного оценивания знаний, что облегчает процедуру приема в профильные 10-е классы. Кроме поступления в 10-е классы результаты государственной итоговой аттестации учитываются при продолжении обучения в профессиональных училищах (ПТУ) и колледжах.

3)Развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня.

Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы.

В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист».

4)Объединение высших учебных заведений для создания более интегрированной образовательной программы, а также для улучшения качества профессорско-преподавательского состава.

К сожалению, преобразования в образовательной среде не прошли гладко, встретив критику со стороны общественности.

Многим не понравилось введение ЕГЭ, другим, объединение учебных заведений, при котором происходит сокращение преподавательского состава, но самой большой критике подвергся законопроект от 8 мая 2010 года, подписанный Президентом РФ Дмитрием Медведевым о реформе образования и превратившийся в закон № 83-ФЗ, согласно которому с 1 января 2011 года большая часть нынешних бюджетных учреждений должна была перевестись на новую систему финансирования — т. н. систему госзаказа и перестает получать обязательное государственное финансирование.

Подобная законодательная инициатива встретила гнев и недовольство родителей и педагогов. В итоге от этой идеи отказались на ближайшее время.

Тем не менее, несмотря на все возмущения, министерство образования ведет себя спокойно, считает, что российское образование должно и будет модифицироваться по указанному пути.

Какие же еще изменения можно привнести, чтобы Российское образование стало лучше? Я бы ввел экзамены для тестирования знаний учащихся по окончании учебного года с 5 по 10 класс включительно.

Допустим ученик закончил 6 класс и для проверки знаний, полученных за год, он пишет экзаменационную работу ( по типу ГИА) у себя в школе, которая поможет выявить на раннем этапе не только качество получаемых знаний, но и вбить в голову школьника, что без знаний он дальше не пройдет.

Конечно, не стоит выгонять из школы тех, кто эти экзамены не сдаст, но в дальнейшем, например, можно лишать таких учащихся права на бюджетные места в высших учебных заведениях, принимать санкции и т.д.

Ежегодный экзамен не даст ученикам расслабиться, а призовет готовиться к его сдаче и учить школьные предметы. К этой проверке знаний детей нужно будет готовить морально еще в начальной школе.

Какие еще поправки к образовательной среде нас ждут – по этому поводу точной информации пока нет, остается надеяться, что платным среднее образование не станет, иначе реформа только усилит и без того огромное социальное неравенство в России.

Валерий Земкин, участник проекта «Фабрика смыслов», Москва

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 153