Компьютерные игры как вид спорта

пятница, 16 июля, 2010 - 15:17

Президент Национальной Профессиональной
Киберспортивной Лиги (НПКЛ)

История
компьютерных игр насчитывает пять десятилетий. Сейчас это кажется удивительным,
но самая ранняя из известных электронных игр была создана в 1947 году. За эти
годы мир увидел множество уникальных игр, которые заложили новые тенденции в
индустрии электронных развлечений. Одной из таких игр стала разработка
советского программиста Алексея Пажитнова, работавшего в Вычислительном центре
Академии наук СССР над проблемами искусственного интеллекта и распознавания
речи. Не все знают, что легендарный «Тетрис» был написан именно этим человеком
- нашим соотечественником - в 1984 году, который, работая над этой игрой,
скорее всего, и не думал, что его экспериментальное творение разойдется по всему
миру, став одной из культовых игр всех времен.

Похожая ситуация
произошла и с «Quake» - первой в мире полноценной 3D-игрой жанра Ferst Person
Shooter (FPS), совершившей прорыв в игровых 3D-технологиях. Именно в этой игре,
увидевшей свет 24 февраля 1996 года, впервые был реализован полноценный
трехмерный мир, который только имитировался в ее предшественницах. Можно
предположить, что, создавая «Quake», никто не подозревал о побочном эффекте,
который вызовет эта игра, положив начало совершенно новому направлению
молодежной культуры, буквально за считаные годы распространившемуся по всему
миру.

В природе человека заложено желание состязаться. Оно может
проявляться в мелких деталях на бытовом уровне, а может стать причиной
глобальных войн, уносящих жизни огромного количества людей.
Очевидно, что спортивные соревнования
являются ярко выраженным состязанием. Состязанием тела, разума, духа. В те
далекие времена, когда спорт начал приобретать более или менее отчетливые
формы, предметом соревнований прежде всего стало физическое испытание тела -
кто сильнее, кто быстрее, кто проворнее. По сути, в этом же ключе спорт и
развивался на протяжении многих веков, пока не начали появляться так называемые
интеллектуальные виды спорта, где предметом соревнований стало испытание
разума.

Удивительно, что
крошечное событие в сравнении с масштабами мировой спортивной истории -
появление компьютерной игры «Quake» - породило новое направление спорта,
которое всего за несколько лет своего существования догнало, а в некоторых
случаях и перегнало по развитию многие виды спорта с многолетней богатой
историей.

Киберспорт (или
электронный спорт) - именно такое название получило это направление. Однако
многие задались вопросом, спорт это на самом деле или просто красивое
название? Кто-то начал твердить, что это вовсе никакой не спорт, а обычное
развлечение молодежи. Кто-то окрестил его новым интеллектуальным видом спорта.
А кто-то просто влился в это направление и вовсе не задумывался, что за такое
новое явление стало частью его жизни.

Все споры и
рассуждения на тему киберспорта не мешали повсеместному проведению турниров.
Для игроков и организаторов соревнований вопрос о киберспорте был уже давно
решен. Игроки усиленно тренировались, участвовали в соревнованиях, а
организаторы проводили все больше и больше турниров по разным играм. Ведь
помимо «Quake» начали появляться и другие игры, которые по своим
характеристикам хорошо подходили для киберспорта. Стоит отметить, что из тысяч
компьютерных игр только несколько могут претендовать на места киберспортивных
дисциплин. Дело в том, что одним из ключевых факторов (помимо множества других
критериев) в подборе дисциплин является соотношение между участием в игровом
процессе компьютера (искусственного интеллекта) и свободой действия человека. Киберспортивной дисциплиной прежде всего
может стать та игра, где участие искусственного интеллекта сведено к минимуму,
а все основное действие зависит от самого игрока. Таким образом, компьютер
становится неким спортивным инвентарем, который помогает людям состязаться друг
с другом, а виртуальное игровое пространство - ареной, на которой происходят
соревнования.

Самое интересное,
что киберспорт не относится ни к физическому, ни к интеллектуальному видам
спорта. В нем комбинируются признаки и того и другого. Здесь есть и серьезная
игровая техника, не овладев которой, игрок не сможет показать высоких
результатов, и ярко выраженная интеллектуальная деятельность, от которой
зачастую зависит весь ход игры.

Интересен и другой
факт. Киберспорт сразу же превратился не просто в вид спорта, а стал своего
рода молодежной культурой, объединившей людей с разных континентов. Возможно,
здесь все дело в его изначальной интеграции в интернет. Ведь сидя дома у своего
компьютера, скажем, в Бразилии, человек может соревноваться с игроком,
например, из Албании, общаясь при этом с ним во встроенном в игру чате. Таким
образом, оказались стерты какие-либо национальные, религиозные и другие
границы, которые часто бывают камнем преткновения в общении молодежи. Игроки
интегрировались в единое пространство, которое базировалось на их взаимном
интересе - соревнованиях по компьютерным играм.

В России киберспорт
появился в конце 1990-х годов, а наиболее активно стал развиваться уже в 2000-х
после громкой победы наших игроков на одном из крупнейших международных турниров.
С тех пор наши геймеры неоднократно становились победителями и призерами
международных первенств, а на последнем Кубке мира по компьютерным играм
завоевали серебряную, бронзовую медали и два четвертых места в ряде игровых
дисциплин.

Сегодня на всех континентах
проводится огромное количество киберспортивных соревнований, включая несколько
версий кубка мира, этапы которых проходят более чем в 70 странах. Сотни
миллионов людей ежедневно соревнуются друг с другом дома у телевизора на
игровых приставках, в интернете на своих компьютерах или на очередных
турнирах, взяв с собой только мышку, коврик, клавиатуру или джойстик -
неотъемлемый инвентарь киберспортсмена, как ракетка у теннисиста или перчатки у
боксера...

И все же в обществе
остается открытым вопрос: «Что такое киберспорт и спорт ли это вообще?»

Сергей Широков,
Президент национальной профессиональной киберспортивной лиги (НПКЛ),
специально для Политотдела МГЕР

В тему:

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 191