Каждому ребенку нужна семья

вторник, 14 декабря, 2010 - 13:13

Координатор федеральной программы МГЕР "Я - доброволец"

В настоящее время проблемы семьи
и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Семья,
традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной
мере утратила свою ценность. Однако сейчас важность
семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии
подрастающего поколения - ведь именно
в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому
очень многое зависит от родителей и других близких. Влияние родителей на
развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере
любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со
здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот,
как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию
различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребенка семья - это целый мир,
в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить,
ненавидеть, радоваться, сочувствовать.
Будучи ее членом, ребенок вступает в
определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как
положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо
доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным,
лживым.

Особенно
остро проблема семейного воспитания ложится на государство,
когда граждане - дети - становятся сиротами либо остаются без
попечения родителей. В результате такие дети оказываются не способными к
успешной адаптации и интеграции в обществе. Вот почему ведется активный поиск
новых форм жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, воспитание в которых приближено к семейным условиям, а также мер,
направленных на укрепление семьи как института детства для формирования
устойчивого положения детей в семье и профилактики сиротства.

В 2006 г.
в Послании Федеральному Собранию РФ президент РФ В.В. Путин
поручил правительству: «...совместно с регионами создать такой механизм, который
позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях». Этим,
на подзаконном уровне, вновь было положено начало процессу деинституциализации
в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(далее детей).

Данный процесс давно запущен, так, в
1970-х годах большинство индустриальных стран Запада занялись
деинституционализацией. Многие учреждения были закрыты, а которые остались -
были реструктурированы. Новое законодательство обязало школы расширить свои
образовательные программы для того, чтобы все дети, включая детей-инвалидов,
могли учиться в «менее ограниченных условиях». Многие западные политики
избегали обращения к проблемам детей в сиротских учреждениях, считая эту
проблему слишком большой, слишком сложной. В США многие вопросы, связанные с
системой приемных семей и доступностью услуг и жилья для людей с особенными
нуждами, до сих пор до конца не решены. Сегодня данный процесс поддерживается
многочисленными международными благотворительными организациями, такими как
«Kidsave International» «EveryChaild», «Сhildren of the world», в России
действуют их отделения. Из отечественных организаций подобного рода
деятельность осуществляется благотворительным фондом поддержки детей, семьи и
молодежи «Наша семья».

Деинституционализация детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в широком смысле:

  • профилактика социального
    сиротства;
  • развитие альтернативных
    форм семейного устройства детей-сирот;
  • реструктуризация детских
    учреждений для детей-сирот: устройство воспитанников и трудоустройство
    персонала;
  • создание условий в учреждениях
    для детей, которые не будут переданы на семейные формы воспитания;
  • постинтернатное
    сопровождение выпускников;

Деинституционализация
в узком смысле означает перемещение детей из специализированных
учреждений (институтов) в альтернативную, более заботливую среду.

В 2007 году, в рамках федеральной целевой
программы «Дети России», к критериям оценки деятельности
органов исполнительной власти были добавлены показатели по семейному
устройству детей-сирот из специализированных учреждений, что, по мнению правительства
РФ, должно было способствовать увеличению динамики показателей устройства детей
в семьи граждан с 68% на 2006 год до 72% к 2010 году. Сегодня в России 151 771
ребенок (23% от общего числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей), по данным Комитета по вопросам женщин, семьи и детей Государственной Думы РФ, находятся в условиях институционализации. Таким образом, показатели,
запланированные программой, не достигаются (динамика показателей составляет
67%).

Именно семья может поддержать
ребенка, помочь преодолеть жизненные препятствия. Однако понадобилось 10
лет, чтобы это идея, заложенная в Конвенции о правах
ребенка, начала осуществляться в нашей стране.

Разнообразные формы передачи
детей в семьи граждан (опекунские, приемные, патронатные)
базируются на психологии не формального, ответственного отношения друг
к другу в семье, на погружение ребенка в более привычную для воспитания
сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка,
формированию ответственного отношения к себе и другим. Жизнь в семье дает
возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье),
наблюдение за образцами детско-родительских, супружеских отношений и т.д., и
конечно, чувство «тыла» в самостоятельной жизни.

Проведенные исследования показывают, что помещение
ребенка в замещающую семью, как всякое
изменение условий жизни, приводит в период
адаптации к регрессу в его развитии, а затем при благоприятном
развитии событий может стать причиной интенсивного развития ребенка.

Можно констатировать ряд противоречий, препятствующих деинституционализации детей.
В первую очередь они связаны с борьбой за
ресурсы - властные и финансовые. Линии разлома проходят между сторонниками
опеки (попечительства), приемных семьей, патронатного воспитания и сторонниками
специализированных учреждений - распространение первых приведет к закрытию
вторых, позиция последних аргументируется необходимостью сохранения и даже увеличения
специализированных учреждений исключительной возможностью только там проводить
эффективные реабилитационные, развивающие программы. Существуют
межведомственные противоречия, не позволяющие решать эту проблему комплексно, а
также противоречия между государственными и неправительственными организациями,
между правительством и местными органами власти.

К перечисленным причинам современного
сиротства необходимо добавить следующие: во-первых, это увеличение
масштабов отказничества, вызванного страхом родителей перед будущим,
недостаток доходов и отсутствие жилья и занятости, что происходит в легальной
и нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, «забытые» в клиниках или проданные
другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав - 40 тыс. в год; и в-третьих,
утрата родителей вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий,
которые вынуждают население к хаотической миграции.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат
передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку
(попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в
соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения
родителей. Несмотря на то что в области государственных учреждений для
детей-сирот происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских
домов, развитие социальных приютов и социально-реабилитационных центров для
несовершеннолетних, центров помощи, т.е. так называемых «социозащитных
учреждений социального обслуживания семьи и детей»), проблема формирования
личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и
актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к
задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и
физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно
приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не
подлежат исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка -
дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) наносят
существенный ущерб психике ребенка, ухудшается его здоровье. Дети,
воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от
сверстников в психо-физическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить,
чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут
учиться по программе массовых школ. Полное
государственное обеспечение, получение
всего в «готовом» виде не способствует формированию
навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных
учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить
что-либо, организовать свободное время.

Можно выделить следующие последствия содержания
детей в государственных учреждениях:

  • недостаток доверия;
  • отсутствие взаимодействия;
  • агрессивность,
    гиперактивность, трудное поведение;
  • недискриминированная
    любовь;
  • недостаток самопознания;
  • трудности в общении с
    другими людьми;
  • они не пользуются
    популярностью у сверстников и проявляют агрессивность по отношению к ним.

Даже
в самом замечательном благоустроенном
интернате или детском доме ребенку никогда не
получить всего того, что дает
семья и в чем так нуждается любой человек -
искусство создавать семью, вести домашнее хозяйство,
растить своих детей в любви и ласке.
Не
испытав этого на себе, они не научаются этого делать, жители интернатов
коверкают свои жизни, заселяют торговые площади, свалки и вокзалы.

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 157