Про Вятку, корни и политическую конъюнктуру

пятница, 5 июня, 2009 - 13:47

Обозреватель molgvardia.ru

Дискуссионный комментарий
к открытому
письму Павла Данилина к губернатору Кировской
области Никите Белых

С чего бы вдруг известному и уважаемому "охранителю"
выступать против возвращения городу исторического названия? Неужели все дело в
якобы высоких бюджетных затратах? Так и не высоки они вовсе, вот празднование
юбилея того же Великого Новгорода, выходцы из которого в давнее время основали,
по преданию, Вятку, куда дороже обходится.

Вообще аргумент
«лучше б эти деньги раздали бедным» обычно слышится с другой стороны
. В
ответ на проведение в России знаковых мероприятий, поднимающих ее престиж на
международной арене, и успехи во внутренней политике. А возвращение еще одному
городу, где рос и развивался тот строй, который сегодня получил название «суверенная
демократия», вполне можно поставить в один ряд с такими мероприятиями, как
петербургский экономический форум или «Евровидение» в
Москве
. При этом, если подобные
события носят, если так можно выразиться, разовый характер, то после обретения
городом Кировым своего исторического имени на всех географических картах мира
останется видимое напоминание.

Или же уважаемый коллега Данилин руководствовался
лишь желанием «уесть» тех историков, которые готовили экспертное заключение для
губернатора Кировской области, а заодно, по старой памяти, и самого Никиту
Белых?

Обратимся
к аргументам члена Политсовета МГЕР против возвращения областному центру
Кировской области его исторического наименования. Единственное, с чем можно
согласиться, так это с тем, что сталинские репрессии и их связь с фигурой
Сергея Кирова - плохой аргумент для дискуссии о смене названия города. С другой
стороны, уличая экспертов в незнании фактов биографии Сергея Кирова, коллега
совсем не обращает внимания на то, что название «Вятка» появилось на многие сотни
лет раньше этого исторического персонажа.

Всякому
противнику возвращения первоначального названия этому городу стоит, например,
помнить, что именно выходцы с родины суверенной демократии -
Новгорода, - еще в 90-е заново обретшего свое полное историческое звание Великий,
основали Вятку. Они и установили здесь привычный им демократический строй, просуществовавший
вплоть до того, как Вятская республика была завоевана, подобно своему «старшему
брату», царем Иваном III. Именно вятские, а не «кировские» воины активно участвовали в разгроме
Золотой Орды, нападая даже на столицу монголо
-татар, именно
вятские, а не «кировсие» купцы первыми на Руси установили торговое сообщение с
Китаем, именно вятское, а не «кировское» ополчение входило в состав войск Скопина
-Шуйского в смутные времена и воевало против Наполеона в годы
Отечественной войны
.

Говоря об исторической роли Сергея Кирова, Павел Данилин даже умудрился
превознести коммунистическую идеологию
. Видимо, уважаемый эксперт забыл,
что коммунизм с идеологической точки зрения представляет собой общественно-экономическую
формацию, предполагающую упразднение всякого государства. Как в этой связи
можно говорить о каких бы то ни было коммунистических «режимах», успешно
управляющих государствами?

Кстати, если уж накладывать
вопрос о «состоятельности» коммунистической идеологии, которой придерживался
Киров, на историю конкретного города Вятка, то стоит вспомнить, что после
Октябрьского переворота 1917 года руководители Вятской губернии не признали
власть большевиков. Причем статус фактической автономии от «красного»
правительства сохранялся на вятской земле до января 1919 года. Тогда, посетив
Вятку с инспекцией, Иосиф Сталин обнаружил, что «Вятка с правительством в
Москве связи не имеет, а 4467 из 4766 чиновников -
это бывшие царские чиновники». Стоит ли после этого говорить о том, чтобы
оставить городу имя коммунистического деятеля, который, кстати, в этом городе
никогда не был?

Возвращаясь в современность,
стоит отметить, что инициатива губернатора Белых не будет воспринята вятскими
жителями как «спущенная сверху». В городе уже несколько лет действуют целые
общественные движения, как за возвращение ему исторического имени, так и за
возвращение старых названий улицам. Так, весной прошлого года один из духовных
лидеров этого движения, митрополит ВЯТСКИЙ и Слободской Хрисанф, обсуждая вопросы
о возвращении исторических названий с сокоординатором социально-консервативного
клуба партии «Единая Россия», депутатом Госдумы Игорем Игошиным, заверил его,
что в городе есть ряд серьезных уважаемых предпринимателей, которые готовы
поддержать инициативу финансово. В свою очередь единоросс совершенно
справедливо отметил тогда, что все эти процессы можно технически организовать
достаточно грамотно и «безболезненно» для жителей города.

Я понимаю, что вопрос провисает с
тех пор и то, что тему перехватил губернатор Никита Белых, еще недавно
числившийся «несогласным», не может быть приятно. Но инициативу о возвращении городу его исторического названия необходимо
поддерживать и с политической, и с идеологической позиции. Хотя бы как один из
шагов к признанию России духовной наследницей великих держав прошлого
- Российской Империи и Древней Руси.

Алексей Громский,
обозреватель molgvardia.ru

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 129